История архитектуры и город в мировой истории и городское планирование в истории градостроительства

Градостроительное проектирование обычно имеет столь же долгую историю, как и сам город. Даже в письменности Древнего Египта город и крепость были обозначены различными иероглифами, что ясно указывает на очень углубленное понимание сущности города как особой формы нахождения людей на ограниченной территории. Более старые города Месопотамии имели гораздо более сложную структуру. В отличие от Египта, который можно сказать весь был крепостью, защищенной пустынями, здесь города, которые окружены протяженными стенами, включали большие сельскохозяйственные угодья — отсюда их огромные размеры.

Основные функции городов можно сказать универсальны, и потому города и системы городов планировались повсюду примерно одинаковым набором средств и приемов. У нас есть основания полагать, что греки заимствовали общую систему функционала городов у египтян, и мы уверены, что тот же по существу инструментарий был унаследован римлянами от греков и этрусков.Но нет доказательных свидетельств тому, что из того же источника искусство строительства городов было воспринято в долине Инда, где тщательность планирования Мохенджо Даро и Хараппы, с их изощренной системой водоснабжения и канализации, вызывает восторг и у современного инженера. Увы, форма строений не даёт оснований выявить тот же источник в городах Инков, на месте которого стоит сегодняшний Мехико?сити, ведь данные цивилизации появились за океаном, тысячью лет позже. Может быть, тождество задачи быстрого заселения людей на новом месте и грамотность расчета налога на землю привело к формированию стандартного инструмента градостроительства — регулярной прямоугольной сетке расположения кварталов.

Силуэт города — это его образный, пространственный знак, издали ориентирующий путешественника. Невозможно представить Париж без Эйфелевой башни! А разве не уникален силуэт каждого из трех доминирующих в центре Санкт Петербурга строений — Адмиралтейства, Петропавловской крепости, Исаакиевского собора? А что за Лондон без Биг Бена?

Но часто ли мы задумываемся о том, кто автор этих грандиозных сооружений, определяющих лицо города? Эйфелю , например, повезло — башня названа его именем. Но не каждый вспомнит зодчего, спроектировавшего Успенский собор в Москве или собор Святого Павла в Лондоне.

И вот ведь еще один парадокс — знаменитейшие постройки зодчих можно сказать заменили им лицо. Думаю, Вы без особого труда сможете найти в энциклопедии изображение Эйфелевой башни и в 95% случаев не найдете портрета самого автора строения.

Еще меньше повезло проектировщикам многочисленных памятников старины. До сих пор Неизвестны создатели Пантеона, Нотр Дама и Альгамбры. В большинстве случаев об архитекторах ничего не известно, кроме разьве что имени. Все унесла река времени.

Другое дело — архитектурный проект. он не представляет цели творчества архитектора. Разумеется, случается, когда проекты, оставаясь на бумаге, оказывают влияние на развитие зодчества, бывают времена, когда архитектурные идеи главным образом выражаются в чертежах и фантазиях. Как исключение — проекты обязаны воплощаться в натуре. Обычно для их воплощения необходим труд тысячи людей. Это дело долговременное, отнимающее, обычно, годы, а бывает так, что главный архитектор всю свою жизнь отдает лишь для одного своего детища. И судьба этого детища зависит далеко не от него одного. Ведь всегда есть еще и заказчик, есть исполнитель, призванный воплотить идею зодчего в точном соответствии с проектом.