Оценка бизнеса. Для чего она нужна.

Оценка бизнеса — это не только определение рыночной стоимости имеющихся основных средств, запасов, финансовых вложений, нематериальных и других активов.

Оценка стоимости бизнеса -комплексный анализ результатов деятельности бизнеса, его сильных и слабых сторон, с помощью которого Вы можете выбрать стратегически верный путь развития бизнеса, оптимизировать его деятельность, укрепить позиции бизнеса на рынке.

Это является особенно важным для малого и среднего бизнеса в текущих кризисных условиях, т.к. конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность бизнеса позволяет ему не только выжить в кризис, но и при необходимости привлечь необходимый объем финансирования для расширения деятельности.

В каких случаях Вам нужно провести оценку бизнеса?

— необходимость принятия управленческих решений

— формирование инвестиционного плана развития бизнеса

— купля-продажа бизнеса в целом или его части

— проведение предпродажной подготовки бизнеса

— передача бизнеса в аренду

— изменение структуры бизнеса (слияние и поглощение, реорганизация)

— эмиссия ценных бумаг

— уточнение стоимости выпущенных ценных бумаг

— выкуп акций у акционеров

— получение кредита под залог имущества бизнеса

— переоценка основных фондов

— определение налоговой базы для исчисления налога на имущества

— другие цели проведения оценки бизнеса

Необходимость оценки стоимости бизнеса может возникнуть непосредственно у юридических лиц, собственников бизнеса, кредиторов, страховых компаний, потенциальных инвесторов, фондовых бирж, государства (антимонопольной службы, налоговой службы, арбитражных судов) и т.п.

Есть три основных подхода для экспертной оценки стоимости бизнеса: доходный, сравнительный и затратный. На практике встречаются самые различные ситуации, и для каждой из них нужен свой метод. Поэтому для начала придется проанализировать ситуацию. Некоторые виды компаний оцениваются только на основе их коммерческого потенциала, например сеть магазинов. В универсаме, скажем, наиболее приемлем доходный подход: ключевой показатель — выручка от продаж. От него, а также от размера операционных расходов зависит прибыльность. Доходный подход к оценке бизнеса основывается на определении ожидаемых доходов, при этом предполагается, что стоимость бизнеса равна текущей стоимости будущих доходов от владения им. При использовании доходного подхода необходимо составить прогноз будущих денежных поступлений в течение определенного количества лет (обычно около 7 лет), а для обеспечения соизмеримости разновременных денежных потоков их необходимо дисконтировать, т.е. скорректировать на коэффициент, отражающий будущий уровень инфляции и другие риски.

Для обеспечения достоверности оценки стоимости бизнеса необходимо использовать все подходы к оценке, так как ни один из них не может дать абсолютно точные результаты. Если полученные результаты оценки близки, могут быть указаны оба значения, которые показывают пределы, в которых может идти обсуждение цены при осуществлении купли-продажи бизнеса, или же может быть определена окончательная стоимость бизнеса. Сделать это можно с помощью математического взвешивания полученных результатов, но при назначении весов необходимо учитывать характер бизнеса, активы компании, цели оценки, предпосылки, объем и качество доступной информации. Также заключительная оценка стоимости бизнеса может основываться на словесном описании и учете  главных факторов.